Мы наблюдаем за покупателями в магазинах, в точках контакта с продуктом или услугой, в непосредственной среде обитания потребителя. Наблюдателями выступают психологи: когнитивисты и бихевиористы.
Подход
Наш подход
Наша задача – максимально погрузиться
в среду клиентского опыта, в среду принятия решений о покупке, в среду потребления. Большинство исследований мы проводим
в полях, а не сидя в офисе.
Наша задача – максимально погрузиться в среду клиентского опыта, в среду принятия решений о покупке, в среду потребления. Большинство исследований мы проводим в полях, а не сидя в офисе
Почему проводить исследования в полях критически важно для понимания потребителей?
Потому что поведение и мысли людей в искусственно созданной среде (опросы, потребительские панели, фокус-группы) кардинально отличаются от поведения и мыслей людей в реальной среде (улица, магазин, ресторан и т.д.)
Также очень важно понимать различные сценарии поведения людей в зависимости от их мышления, физического и эмоционального состояния, дня недели, времени суток и т.д.
Представьте себе мужчину, который выбирает сыр после тяжёлого рабочего дня в понедельник. Он переживает, что сегодня только понедельник, а у него уже нет сил работать. Он думает о том, как повезёт завтра ребёнка в детский сад, ведь его машина сломалась. А ещё через неделю нужно погасить ипотеку. Что там жена сказала про сыр? Какой бренд? «А, неважно, возьму вот это».
А теперь представьте себе мужчину, который находится в комнате для проведения фокус-групп или интервью, которому задают вопросы типа: какой сыр и почему вы бы купили в супермаркете? Его выбор в искусственной среде будет отличаться от выбора в точке продаж. Ну хотя бы потому что сегодня суббота, сейчас он получит своё вознаграждение и пойдёт в приятелями в бар, так что ему в принципе всё равно что отвечать, лишь бы поскорее уже освободиться.
Пример

Почему мы не используем фокус-группы при глубоком исследовании людей?
Правда заключается в том, что люди на фокус-группах дают социально ожидаемые ответы. На это есть несколько причин:
Первая: всегда, в любой фокус-группе есть люди с более развитыми лидерскими качествами. Именно на их ответы ориентируются другие участники.
Вторая: люди не будут открываться вам в присутствии других. Это неприятно, это страшно. Поэтому ответы будут максимально поверхностными и социально одобряемыми.
Третья: люди находятся в искусственных условиях принятия решений. Вы хотите узнать купят ли они тот или иной товар? Выберут ли товар в данной упаковке? Как они обычно используют категорию продукта или услугу? Необходимо исследовать это непосредственно в среде. В противном случае, вы столкнетесь с невероятными фантазиями людей.
Один из крупных международных производителей алкогольных напитков пригласил нас поприсутствовать на фокус-группе по запуску нового бренда виски на российском рынке. Мы притворились респондентами, чтобы понаблюдать за поведением других людей на фокус-группе. Когда модератор добрался до блока вопросов о ситуациях и ритуалах потребления виски, каждый из респондентов в красках описал, как он в манерах, подобных эстету, употребляет виски: в бокале со льдом, чуть ли не перед камином и слушая классическую музыку.
Когда же мы выходили в «курилку» в перерыве и общались с респондентами, то получали абсолютно противоположный ответ. Большинство из них рассказали, что просто мешают виски с колой и не заморачиваются насчёт каких-то ритуалов, свойственных людям, разбирающихся в виски.
Таким образом, если руководствоваться принятием решений по позиционированию нового продукта и по коммуникации с целевой аудитории, то, исходя из проведённых фокус-групп, это должен быть эстетически привлекательный виски с благородным ароматом и богатым вкусом.
На самом деле оказалось, что массовой аудитории не нужен такой продукт. Поэтому, если бы производитель вышел с продуктом, основанным на полученных данных с фокус-групп, то запуск бы провалился.
Пример из нашей практики

Почему мы не используем опросы и считаем этот инструмент наименее точным из всех?
Многие крупные компании проводят массовые опросы респондентов онлайн и офлайн. Такие количественные исследования, по мнению менеджеров, помогают подтвердить или опровергнуть различные гипотезы относительно поведения или мнения респондентов. И здесь мы снова сталкиваемся с искусственной средой принятия решений и «додумыванием»:
Во-первых, при проведении офлайн опросов, исследователь искусственно останавливает естественный поток мышления и поведения человека и «вырывает» его своими вопросами из контекста. Мозг респондента начинает осознанно «придумывать» ответ на вопрос. В итоге бизнес получает ответ, не имеющий ничего общего с реальным поведением человека в его обычной жизни.
Во-вторых, по данным наших исследований, единственной мотивацией респондентов на сайтах с опросами является заполнение как можно большего количества анкет за меньшее количество времени с целью получения большего дохода. Самая выгодная стратегия при такой цели – это кликать на первые попавшиеся варианты ответов и переходить к следующей анкете.
Мы провели эксперимент и опросили людей, когда те были на работе. Мы задали единственный вопрос: «Какой бренд быстрорастворимых каш вы покупаете?» А затем, когда они вернулись домой, мы попросили их прислать фото продукта, который был у них дома. В 75% случаев воспоминание о бренде покупаемого товара и реальный купленный товар не совпали.
Пример из нашей практики
Какие методы применяем мы?
Изучение рынка
Изучение категории
Изучение сотрудников компании
Изучение потребителей
Проведение стратегических сессий
Тестирование гипотез
Открытые данные
Платные исследования
Интервью с экспертами
Изучение общемировых и российских трендов
Анализ данных продаж компании
Покупка и изучение данных продаж сетей (если речь идёт о рынке FMCG)
Интервью с экспертами
Анализ конкурентов
Глубинные интервью
Jobs-To-Be-Done
Наблюдение в точках контакта с целевой аудитории
Мониторинг социальных сетей
Глубинные интервью
Наблюдение изнутри компании под видом внедрённых сотрудников
Разработка прототипа (MVP) продукта
Тестирование потребления продукта в среде
Генерация гипотез с кросс-функциональными командами по решению проблем бизнеса
Почему поиск и отбор людей для исследований занимает у нас много времени и почему этот процесс дорогой?
Процесс отбора целевой аудитории – это один из ключевых моментов в глубоком исследовании. Часто исследовательские агентства отбирают респондентов по принципу «кто придёт». Бывают случаи, когда перед фокус-группами и интервью человеку говорят, какую аудитории он должен «играть». Результаты таких исследований являются не только нерелевантными, но даже вредными для бизнеса.
Мы используем многоступенчатый подход в отборе кандидатов, задействуя для первичного поиска социальные сети, круг знакомств, а также рекрутинг людей в точках продаж. Например, наши
психологи-наблюдатели увидели, что человек в супермаркете подходит нам по нескольким параметрам. Наш специалист подойдёт к нему, задаст несколько дополнительных вопросов и пригласит на интервью в удобное для респондента время.
Далее мы проводим предварительное интервью по телефону, чтобы с помощью пула вопросов отсечь не нужных нам кандидатов. Также в процессе общения мы определяем мотивацию каждого кандидата. Важно понимать, что у разных сегментов аудитории разная мотивация. И не всегда человека можно заинтересовать деньгами.
Мы притворились респондентами, чтобы поучаствовать в фокус-группе по известному французскому премиальному бренду минеральной воды. Во-первых, фокус-группа проводилась в будний день в рабочее время. Во-вторых, перед началом фокус-группы респондентам рассказали о том, какая они целевая аудитория. Всю фокус-группу люди старательно играли свои роли, не имея к целевой аудитории ни малейшего отношения. В третьих, респонденты получили по 2 000 рублей за участие в фокус-группе.
Подумайте, какой здравомыслящий человек, употребляющий премиальную минеральную воду, поедет в середине рабочего дня, чтобы потратить 2 часа своего времени (это не считая дороги) и получить за это 2 000 рублей. Такие же случаи мы наблюдали и при отборе людей на интервью.
Пример из нашей практики

Почему все наши исследования проводятся при участии сотрудников компании?
Причина №1: прозрачность рождает взаимное доверие. Поэтому в момент проведения исследований мы приглашаем всех желающих сотрудников вашей компании поучаствовать в них в качестве исследователей.
Причина №2: вовлечённость команды со стороны бизнеса – это один из ключевых факторов успеха в решении проблемы. Поэтому мы обязательно привлекаем к исследованиям не только ключевых, но и рядовых сотрудников. Проводим стратегические сессии с кросс-функциональной командой (специалисты компании из разных отделов). Такой подход позволяет решать проблемы бизнеса максимально эффективно.
По нашему опыту, все проекты, в которых ключевые сотрудники принимали участие в исследованиях вместе с нашей командой, были реализованы значительно быстрее и легче, чем те проекты, в которых сотрудники не участвовали в процессе исследований.
Блог
    Наши контакты
    Сергей Лемисов
    Евгения Лазарева
    Управляющий партнёр
    Управляющий партнёр
    Вы можете написать мне в любой мессенджер
    Вы можете написать мне в любой мессенджер
    lemisov@mindsetter.ru
    +7 926 340 01 33
    lazareva@mindsetter.ru
    +7 926 153 62 96